Первую в Челябинской области эндоваскулярную тромбэкстракцию с использованием аппарата «Ротарекс» провели сосудистые хирурги клиники Южно-Уральского государственного медицинского университета. Новая для региона методика открывает широкие возможности для спасения нижних конечностей пациентов с критической ишемией, которым раньше грозила ампутация.

Доктора отделений сосудистой хирургии и рентгенэндоваскулярной диагностики и лечения клиники ЮУГМУ в основном имеют дело со сложными клиническими случаями. Так было и в этот раз: 61-летнему челябинцу грозила потеря ноги из-за тромбоза шунта, произошедшего полтора-два месяца назад.

Практика показывает, что в данном случае единственной методикой, позволяющей успешно восстановить кровоснабжение конечности, является использование аппарата «Ротарекс». Он представляет собой специальный катетер диаметром два-три миллиметра, оканчивающийся вращающейся головкой, разбивающей тромботические массы или мягкие атеросклеротические бляшки. Внутри катетера — спираль, которая вращается со скоростью до шестидесяти тысяч оборотов в минуту, за счет чего создается присасывающее действие. Таким образом, кусочки тромбов и бляшек буквально высасываются из артерии в специальный пакет.

«У тромбэктомии, то есть удаления тромбов через разрезы, есть немало технических ограничений. Поэтому использование «Ротарекса» открывает очень много новых возможностей, — отмечает Алексей Алексеевич Барышников, заведующий отделениями сосудистой хирургии и рентгенэндоваскулярной диагностики и лечения клиники ЮУГМУ, главный сосудистый хирург Челябинской области. — Он позволяет полностью эндоваскулярно чистить практически любые сосудистые бассейны от атеросклеротических бляшек и, главное, от тромботических масс, причем тромб может быть и свежим, и давностью три-шесть месяцев (именно такие «старые» тромбы представляют собой очень большую проблему для открытой и эндоваскулярной хирургии). Вмешательство малоинвазивное, проводится под местной анестезией, что особенно актуально для соматически тяжелых пациентов с сопутствующими заболеваниями и высоким риском осложнений наркоза.

Наш опыт показывает, что больных с тромботическими осложнениями неизвестной давности очень много. Представьте ситуацию: у пациента было небольшое сужение артерии, сантиметра два, вследствие чего произошел тромбоз. На КТ мы часто видим, что сосуд закрыт, заполнен старыми тромбами на протяжении уже тридцати сантиметров. На мой взгляд, методика с использованием «Ротарекса» должна стать рутинной: с его помощью можно убрать все тромботические массы, полностью освободить сосуд, найти в нем причину (то же сужение) и сразу же эндоваскулярно его вылечить, предотвратив таким образом повторный тромбоз. Прогноз в этом случае гораздо лучше, чем при установке длинного, тридцатисантиметрового, стента.

Напомню: с августа этого года в клинике ЮУГМУ мы начали, тоже первыми на Южном Урале, выполнять внутрисосудистый тромболизис — вмешательство, в ходе которого катетер вводится непосредственно в тромботические массы, и по нему медленно, в течение нескольких часов, поступает препарат, растворяющий тромбы. Эти две методики в комплексе (и в сочетании с открытыми операциями) еще больше расширяют наши возможности для оказания помощи пациентам с критической ишемией нижних конечностей».