Удаление аденоидов — рутинное вмешательство для оториноларингологического отделения. Однако этот случай оказался первым в многолетней практике и лоров, и анестезиологов клиники Южно-Уральского государственного медицинского университета. Дело в том, что у шестилетнего челябинца мастоцитоз — редкое заболевание, которое встречается в одном случае на 100–150 тысяч человек и может вызвать тяжелую аллергическую реакцию вплоть до анафилактического шока буквально на любой фактор: многие продукты, холод, жару, резкую смену температуры и обстановки, переутомление, стресс, боль, лекарственные препараты.

Операция была необходима, так как ребенок очень плохо дышал носом и у него начались проблемы со слухом, — отмечает заведующая оториноларингологическим отделением клиники ЮУГМУ, кандидат медицинских наук Анна Кочеткова. – При этом мы должны были минимизировать факторы, которые могут вызвать обострение мастоцитоза. Тактику ведения пациента определили на консилиуме с анестезиологами и клиническими фармакологами нашей клиники, внимательно изучили отечественную и зарубежную литературу и убедились, что можем помочь пациенту.

Многие дети боятся даже самого слова «операция». В данном случае было особенно важно минимизировать стресс для ребенка, организовать весь процесс максимально спокойно и щадяще, даже буднично. И, конечно, подобрать препараты для наркоза, что является непростой задачей: при мастоцитозе нельзя использовать наркотические обезболивающие, гипнотики, мышечные релаксанты, а также нестероидные противовоспалительные средства, которые обычно применяются в послеоперационном периоде.

— Этот случай как нельзя лучше иллюстрирует классические принципы медицины: «Лечить не болезнь, а больного» и «Не навреди!» — рассказывает Евгений Соловьев, заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 2 клиники ЮУГМУ. — Мы выбрали двухкомпонентный наркоз: общий специальным газовым анестетиком севофлураном плюс местный, когда во время вмешательства операционное поле обезболили ропивакаином, который действует на протяжении десяти-двенадцати часов, что позволило избежать болевого синдрома после операции.

Благодаря слаженной работе анестезиологов и оториноларингологов Клиники ЮУГМУ операция прошла успешно, маленький пациент проснулся в палате пробуждения рядом с мамой и уже на следующий день в прекрасном настроении поехал домой.