Хронический гнойный средний отит – заболевание, характеризующееся наличием стойкой перфорации в барабанной перепонке более 4 недель.

По клиническому течению выделяют две формы хронического среднего гнойного отита:

• мезотимпанит (туботимпанальный гнойный средний отит);
  • эпитимпанит (хронический эпитимпаноантральный гнойный средний отит).

Принципиальное различие этих форм состоит в том, что при мезотимпаните в основном поражается слизистая оболочка, а кость может оставаться интактной, а при эпитимпаните процесс распространяется на костные структуры среднего уха. В то же время слуховые косточки могут разрушаться в процессе формирования мезотимпанита. В большинстве случаев при эпитимпаните развивается холестеатома — эпидермальное образование белесовато-перламутрового цвета, обычно имеющее соединительнотканную оболочку (матрикс), которая покрыта многослойным плоским эпителием, плотно прилежит к кости и нередко врастает в нее. Холестеатомные массы разрастаются, в связи с чем,  холестеатома начинает давить на окружающие ткани, а биохимические факторы воспаления приводят к резорбции кости, разрушая ее.

Больные обычно предъявляют жалобы на периодическое или постоянное гноетечение из уха, снижение слуха, периодически возникающие боли в ухе, на ощущение шума в ухе и головокружение. Однако в некоторых случаях эти симптомы могут отсутствовать. При эпитимпаните больные  жалуются на гнойные выделения из уха, обычно с гнилостным запахом, снижение слуха.

Показаниями к экстренной госпитализации являются осложнения хронического гнойного среднего отита, такие, как внутричерепные осложнения (абсцессы головного мозга, менингиты, арахноидиты и т.д.), парезы лицевого нерва, мастоидиты и т.д.

Консервативное лечение хронического среднего отита показано при обострении. В то же время консервативное лечение следует рассматривать только как предоперационную подготовку, так как каждое обострение приводит к развитию фиброзных изменений разной степени выраженности в среднем ухе.

Нормальная барабанная перепонка

Хронический отит. Вид барабанной перепонки при различных воспалениях:

7 8 9 10

В течение многих лет хирургическое лечение при хроническом среднем отите применялось, прежде всего, для санации патологического очага и предупреждения серьезных осложнений. Применение современных хирургических приемов сегодня в большинстве случаев позволяет восстанавливать разрушенный механизм звукопроведения (барабанную перепонку и слуховые косточки).

Для восстановления барабанной перепонки применяется фасция височной мышцы и  хрящ   ушной раковины. Разрушенные слуховые косточки заменяются протезами.

Основные виды операций

Мирингопластика — это операция, направленная на закрытие перфорации барабанной перепонки при сохраненной цепи слуховых косточек. Операция, как правило, производится под местным обезболиванием, чаще через наружный слуховой проход. Пациент госпитализируется на несколько дней и может приступать к работе через 1-2 недели после выписки. Полное заживление и улучшение слуха в большинстве случаев наступает через 2-3 месяца.

Тимпанопластика — это операция, направленная на ликвидацию воспалительного процесса в ухе, закрытие перфорации барабанной перепонки и восстановление цепи слуховых косточек.

11

В некоторых случаях невозможно одновременно восстановить и барабанную перепонку, и трансмиссионный механизм слуховых косточек. В таких случаях вначале восстанавливают барабанную перепонку, а затем, спустя 6 месяцев и более, восстанавливают трансмиссионный механизм.

Пациента обычно госпитализируют на несколько дней, а через 2-3 недели он может приступить к работе. Полное заживление наступает через 2—3 месяца. В течение нескольких месяцев пациент может не отмечать улучшения слуха.

Тимпанопластика: запланированный второй этап — оссикулопластика

Целью этой операции является ревизия полостей среднего уха и улучшение слуха. Операция может производиться через слуховой проход или через заушный доступ. Операцию осуществляют, как правило, под местной анестезией. Полости среднего уха проверяют на наличие оставшегося очага патологии. Передача звука к внутреннему уху обеспечивается с помощью замены поврежденных слуховых косточек протезом.

Пациент госпитализируется на несколько дней и еще через 7-10 дней может приступить к работе. Слух обычно улучшается через 10 дней и зачастую с течением времени слух может и дальше улучшаться в течение трех месяцев.4

12

В нашей клинике накоплен значительный опыт поведения слухоулучшающих операций. Выполнено более 3 тысяч операций.  Результаты хирургического лечения аналогичны результатам клиник Европы.