Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) – комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоемкостью медицинских технологий. ВМП предоставляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными приказами Минздрава России для федеральных специализированных медицинских учреждений, оказывающих ВМП, и финансируется за счет средств федерального бюджета.

ВМП проводится в Челябинской области с 2010 года. Самое большое количество операций в Челябинской области выполняется врачами   Клиники ЮУГМУ Минздрава России.

Мы попросили специалистов клиники подробнее рассказать о видах ВМП, об опыте оказания ВМП.

На вопросы отвечает Кочеткова Анна Павловна – заведующая оториноларингологическим отделением Клиники ЮУГМУ, кандидат медицинских наук, отохирург, член Российского общества оториноларингологов.

— Анна Павловна, расскажите, пожалуйста, кто имеет право на оказание бесплатной высокотехнологичной медпомощи?

Право на оказание ВМП имеют все граждане нашей страны без исключения. Главный критерий ее получения – медицинские показания. Пациент бесплатно получает все лечение в специализированных медицинских организациях, в том числе нахождение в больнице в период госпитализации и предусмотренные стандартами оказания данного вида медицинской помощи хирургическое лечение, медикаменты, санаторно-курортное лечение.

— Какой порядок направления пациентов для оказания ВМП?

Проведение отбора пациентов и направление их для оказания ВМП осуществляется врачебными комиссиями медицинских организаций, по рекомендации лечащего врача на основании выписки из медицинской документации пациента.

Выписка из медицинской документации пациента, оформленная лечащим врачом, должна содержать диагноз заболевания, код диагноза по МКБ-X, сведения о состоянии здоровья пациента, проведенных диагностике и лечении, рекомендации о необходимости оказания ВМП.

К выписке из медицинской документации пациента прилагаются результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований по профилю заболевания пациента, подтверждающие установленный диагноз.

С какими заболеваниями может пациент получить ВМП в вашей клинике?

Наибольшее количество пациентов поступают для проведения слухоулучшающих операций с хроническими средними отитами, отосклерозом, после травм уха с разрывом цепи слуховых косточек и повреждением барабанной перепонки. Также проводим лечение доброкачественных новообразований носоглотки, среднего уха, полости носа и придаточных пазух. Проводим операции по восстановлению функции гортани, трахеи.

— Все же с какими диагнозами можно направить пациента для оказания ВМП?

Мы принимаем пациентов для оказания ВМП со следующими диагнозами:

1. Хронический туботимпальный гнойный средний отит.
  2. Хронический эпитимпано-антральный гнойный средний отит.
  3. Адгезивная болезнь среднего уха.
  4. Разрыв и дислокация слуховых косточек.

5.Отосклероз, вовлекающий овальное окно, необлитерирующий.

1. Отосклероз, вовлекающий овальное окно, облитерирующий
  2. Доброкачественное новообразование носоглотки, среднего уха, полости носа и придаточных пазух.
  3. Стеноз гортани.

9.Доброкачественное новообразование гортани, трахеи. Паралич голосовых складок.

1. Последствия перелома черепа и костей лица.

Какой перечень клинико-диагностических исследований    необходим при подготовке пациентов для направления в вашу Клинику с целью оказания ВМП?

1 Общий анализ крови, действителен 10 дней.

2 Биохимический анализ крови: общий белок, мочевина, креатинин, общий билирубин, прямой билирубин, АЛТ, АСТ, щелочная фосфатаза, глюкоза, триглицериды, холестерин, коагулограмма- 10 дней.

3 Группа крови и резус-фактор, кровь на сифилис — 21 день, на маркеры вирусного гепатита B — 21 день, на маркеры вирусного гепатита C — 42 дня, исследование на ВИЧ-инфекцию — 6 мес.

4 Общий анализ мочи — 10 дней.

5 ЭКГ – 14 дней.

6 ФОГ грудной клетки.

Другие обследования осуществляются в зависимости от профиля и вида оказываемой ВМП. К ним относятся аудиологическое исследование, ларингоскопия, КТ или МРТ в зависимости от планируемого объема оказания ВМП, посевы из носоглотки, уха на бактериальную и грибковую микрофлору, консультация офтальмолога, невролога, при наличии сопутствующих заболеваний — заключение профильных специалистов об отсутствии противопоказаний к проведению ВМП.

— Как проводится процедура получения высокотехнологичной медицинской помощи гражданами РФ?

Лечащий врач выявляет у больного заболевание, для лечения которого, как он считает, пациенту необходима высокотехнологичная помощь. Врач проводит обследование, готовит документы для прохождения ВК или направляет больного в то учреждение, где ему проведут углубленные исследования, выписка из первичной документации, это возможно в поликлинике нашей Клиники (Черкасская 2). Пациенты, прошедшие ВК по месту жительства, с готовыми документами могут обратиться к нашему специалисту в поликлинику, 210 кабинет для дальнейшей работы с документацией и определения даты госпитализации.

В среднем между установлением диагноза лечащим врачом до госпитализации больного для проведения операции может проходить от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от необходимости оказания срочной высокотехнологичной медицинской помощи, очередности в листе ожидания.

— Можете рассказать подробнее о слухоулучшающих операциях, реабилитации пациентов?

В нашей Клинике накоплен значительный опыт проведения слухоулучшающих операций. Применяются самые современные, высокотехнологичные виды хирургического лечения. Для лечения отосклероза проводится стапедопластика по поршневой методике — замена стремени протезом. Для лечения хронических средних отитов – различные варианты тимпанопластик. Благодаря высокому качеству протезов, профессионализму хирургов, современным подходам к анестезии, лечение стало еще более успешным, безопасным и быстрым для пациентов, слух улучшается уже на операционном столе.

После операции больные в течение суток должны соблюдать постельный режим, после стапедопластики строгий. Пациента освобождают от работы обычно на 2—3 недели после выписки, иногда (например, при вестибулярных расстройствах) на более длительный срок. В течение первого месяца следует избегать шума.  В течение 2—3 месяцев после операции противопоказаны чрезмерные физические нагрузки, работа, связанная с резким наклоном туловища или поворотами головы, а также вблизи быстровращающихся предметов или на высоте, полеты в самолете.

— Какое время требуется на реабилитацию, чтобы пациент смог хорошо слышать?

Чаще всего пациенты говорят об улучшении слуха уже на операционном столе, большинство слухоулучшающих операций проводится под местной анестезией. Окончательный результат через 1-3 месяца, он также зависит  от степени тугоухости, наличия сенсоневрального компонента.

— Совершенствуются ли технологии слухоулучшающих операций?

Да, технологии развиваются с каждым годом. И за время работы по программе ВМП в Клинике мы можем отчетливо наблюдать, как появляются новые подходы к проведению слухоулучшающих операций, совершенствуются модели протезов, хирургические доступы становятся проще.

— Как записаться к вам на приём?

Адрес:  г. Челябинск, Металлургический р-н, ул. Черкасская, 2, консультативно-диагностическое отделение Клиники ЮУГМУ, 303 кабинет.

Телефоны для записи: +7 (351) 721-82-33 – пост лор-отделения,

+7 (351) 776-37-50,

+7 (351) 721-85-73 – регистратура.

Расписание:   понедельник с 15.00 до 18.00

среда              с 15.00 до 18.00.